Из опыта преподавания факультативного курса информатики и ИКТ в начальной школе

Из опыта преподавания факультативного курса информатики и ИКТ в начальной школе

Чернышева Г.И., учитель информатики и ИКТ

ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МОУ средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга

Информационная культура становится основной составляющей общей культуры человека в любой области деятельности. Информатизация образования рассматривается как важнейшая составляющая модернизации образования.

В связи с этими задачами рассматривается и курс начальной пропедевтической подготовки, призванный подготовить учащихся к дальнейшему вхождению в дисциплину «Информатика и ИКТ» с помощью

- знакомства с главными понятиями информатики на доступном младшему школьному возрасту уровне;

- освоения элементарных приемов работы с текстом, таблицами, графическими изображениями, числовой информацией средствами компьютерных технологий;

- освоения навыков работы c документами (файлами), папками, меню в среде Windows на практическом уровне.

Между тем буквально в последние годы резко изменился уровень дошкольной подготовки детей и, соответственно, их отношение к предмету разительно отличается от привычных стереотипов. Современные дети часто в большей степени, чем взрослые, интегрированы с современной информационной средой, они на интуитивном уровне легко осваивают функции мобильных телефонов и другой интересующей их электроники. На фоне такой повальной бытовой «электронной грамотности» детей архаизмом звучит вступительная тема «Первое знакомство с компьютером». Мы вынуждены часто не обучать, а переучивать, а, главное, переориентировать на учебные цели этот бурный, примитивный и где-то не совсем здоровый интерес к игре, хакерству, взлому паролей, нарушению всевозможных правил и запретов.

Разумеется, такое обучение стандартным технологическим навыкам и воспитание серьезного отношения к компьютеру как к рабочему инструменту в начальной школе «не пройдет» без присущих младшему возрасту игровых моментов, основные понятия и факты не будут усвоены без яркости и занимательности предъявления материала, активной работы не добиться без личной заинтересованности в результате.

Как отмечают опытные методисты, одна из основных задач учителя начальной школы – завоевать и удержать неустойчивое внимание младших детей. Исходя из собственного опыта, здесь эффективно применение различных форм урочной деятельности:

- использование готовых рабочих тетрадей различных издательств;

- ведение традиционных тетрадей с самостоятельными записями, рисунками, с вклейкой печатных фрагментов (таблицы, тесты, схемы и т.п.);

- объяснение материала с использованием компьютерных презентаций, проектора и экрана;

- самостоятельная работа детей в электронных пособиях «Мир информатики» (Могилев А.В.) и «Страна Фантазия» (Тур С.Н., Бокучава Т.П.);

- собственные дидактические разработки учителя в среде Microsoft Office;

- выполнение физкультпауз (гимнастика для рук).

В последнее время мощным инструментом разработки и проведения уроков становятся новейшие интерактивные средства (электронная доска, пульты для голосования). Помимо эффекта новизны, большое значение имеет многофункциональность в использовании этого инструментария, как при объяснении теоретического материала, так и при различных формах опроса, тестирования, подробного разъяснения технологии выполнения самостоятельных работ и т.п.

Легко придать занятию игровую форму при помощи группового разгадывания кроссвордов, проведения эстафеты, викторины – эти формы уроков очень популярны у детей младшего возраста.

Наконец, для младших школьников интерактивная доска «работает» и на приобретение общеучебных навыков, т.к. вызов к такой доске превращается в увлекательную работу у «большого компьютера», что повышает мотивацию и вовлеченность в учебный процесс каждого и всех вместе.

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

3

6

7

8

12

13

14

15

16

18

20

21

22

24

25

26

27

28

29

30

Что, по вашему мнению, является главным при выборе профессии?

Мнение родителей:

0.8%

Мнение друзей:

1.1%

Престиж профессии:

2.3%

Уровень заработной платы:

6.0%

Результаты ЕГЭ:

2.3%

Интерес к профессии:

24.9%

Условия труда:

0.4%

Знания и способности:

61.9%

Всего голосов: 265

Архив опросов