- Главная
- /
- Учебная
- /
- Новые разработки
- /
- Из опыта преподавания факультативного курса информатики и ИКТ в начальной школе
Из опыта преподавания факультативного курса информатики и ИКТ в начальной школе
Чернышева Г.И., учитель информатики и ИКТ
ИЗ ОПЫТА ПРЕПОДАВАНИЯ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
МОУ средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга
Информационная культура становится основной составляющей общей культуры человека в любой области деятельности. Информатизация образования рассматривается как важнейшая составляющая модернизации образования.
В связи с этими задачами рассматривается и курс начальной пропедевтической подготовки, призванный подготовить учащихся к дальнейшему вхождению в дисциплину «Информатика и ИКТ» с помощью
- знакомства с главными понятиями информатики на доступном младшему школьному возрасту уровне;
- освоения элементарных приемов работы с текстом, таблицами, графическими изображениями, числовой информацией средствами компьютерных технологий;
- освоения навыков работы c документами (файлами), папками, меню в среде Windows на практическом уровне.
Между тем буквально в последние годы резко изменился уровень дошкольной подготовки детей и, соответственно, их отношение к предмету разительно отличается от привычных стереотипов. Современные дети часто в большей степени, чем взрослые, интегрированы с современной информационной средой, они на интуитивном уровне легко осваивают функции мобильных телефонов и другой интересующей их электроники. На фоне такой повальной бытовой «электронной грамотности» детей архаизмом звучит вступительная тема «Первое знакомство с компьютером». Мы вынуждены часто не обучать, а переучивать, а, главное, переориентировать на учебные цели этот бурный, примитивный и где-то не совсем здоровый интерес к игре, хакерству, взлому паролей, нарушению всевозможных правил и запретов.
Разумеется, такое обучение стандартным технологическим навыкам и воспитание серьезного отношения к компьютеру как к рабочему инструменту в начальной школе «не пройдет» без присущих младшему возрасту игровых моментов, основные понятия и факты не будут усвоены без яркости и занимательности предъявления материала, активной работы не добиться без личной заинтересованности в результате.
Как отмечают опытные методисты, одна из основных задач учителя начальной школы – завоевать и удержать неустойчивое внимание младших детей. Исходя из собственного опыта, здесь эффективно применение различных форм урочной деятельности:
- использование готовых рабочих тетрадей различных издательств;
- ведение традиционных тетрадей с самостоятельными записями, рисунками, с вклейкой печатных фрагментов (таблицы, тесты, схемы и т.п.);
- объяснение материала с использованием компьютерных презентаций, проектора и экрана;
- самостоятельная работа детей в электронных пособиях «Мир информатики» (Могилев А.В.) и «Страна Фантазия» (Тур С.Н., Бокучава Т.П.);
- собственные дидактические разработки учителя в среде Microsoft Office;
- выполнение физкультпауз (гимнастика для рук).
В последнее время мощным инструментом разработки и проведения уроков становятся новейшие интерактивные средства (электронная доска, пульты для голосования). Помимо эффекта новизны, большое значение имеет многофункциональность в использовании этого инструментария, как при объяснении теоретического материала, так и при различных формах опроса, тестирования, подробного разъяснения технологии выполнения самостоятельных работ и т.п.
Легко придать занятию игровую форму при помощи группового разгадывания кроссвордов, проведения эстафеты, викторины – эти формы уроков очень популярны у детей младшего возраста.
Наконец, для младших школьников интерактивная доска «работает» и на приобретение общеучебных навыков, т.к. вызов к такой доске превращается в увлекательную работу у «большого компьютера», что повышает мотивацию и вовлеченность в учебный процесс каждого и всех вместе.