Три практических составляющих урока информатики в начальной школе

Три практических составляющих урока информатики в начальной школе

Гусева В. А., учитель математики и информатики

ТРИ ПРАКТИЧЕСКИХ СОСТАВЛЯЮЩИХ УРОКА ИНФОРМАТИКИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

МОУ средняя общеобразовательная школа №76 с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга

Происходящие изменения целей обучения информатике влияют не только на содержание обучения в среднем звене школы, но и на содержание обучения в начальной школе, а, следовательно, и на методические подходы в обучении начальных классов. Это особенно важно, поскольку психофизиологические особенности данного возраста и особенности восприятия информации младшими школьниками предполагают широкие возможности для развития личности и способностей ребенка, его мировоззрения и стиля мышления.

Необходимость преподавания уроков информатики в начальной школе в качестве пропедевтического курса не вызывает сомнения. К сожалению, такие уроки проводятся не во всех школах России. Это не просто нарушает принцип преемственности обучения, но и лишает многих детей систематического развития логического, алгоритмического и системного мышления, так как преподавание информатики в начальной школе нацелено на формирование первоначальных представлений о свойствах информации, способах работы с ней, в частности, с использованием компьютера.

Основной формой обучения информатике является урок. Исходя из задач обучения информатике, техники проведения урока и норм проведения занятий в начальной школе по информатике, можно выделить три практических составляющих содержания урока: общие задания с использованием проектора или телевизора с большим экраном для фронтальной работы с классом, бескомпьютерные индивидуальные задания и компьютерные практические задания. Фронтальная работа с классом может содержать в себе работу с дистанционными пультами для тестирования, использование которых позволяет не только проследить уровень сформированности понятийного аппарата, но и проконтролировать деятельность каждого участника.

В качестве примера можно привести часть занятия по темы «Конструирование».

Первая часть урока может включить в себя рассказ о различных конструкторах и их составляющих (деталях), с параллельным иллюстрированием различных видов конструкторов с помощью проектора с экраном или интерактивной доской, а также может включить в себя работу учащихся на разделение целого на части и, наоборот (составить из частей). Данная работа может быть организована с помощью дистанционных пультов – задача каждого учащегося или выбрать один из предложенных вариантов ответа, или разделить предложенные варианты на группы, или объединить нужные варианты в одну группу.

Вторая часть урока - бескомпьютерное индивидуальное задание - собрать квадраты Монтессора [1, с 101-102].

 

Третья часть урока - индивидуальное компьютерное задание - «собери картинку как показано на рисунке». В качестве методического обеспечения данного задания может выступить электронный учебник «Мир информатики» [2].

Данное структурирование урока позволит при соблюдении всех требований к проведению занятий информатики в начальной школе достичь поставленных целей обучения.

 

Литература

1. Тур С. Н., Бокучава Т. П.  Методическое пособие по информатике для учителей 1 классов общеобразовательных школ. – СПб.: БХВ-Петербург, 2005. – С. 144.

2. Электронный учебник «Мир информатики». Базовое учебное пособие для учащихся начальной школы. Первый год обучения / Под ред. А. В. Могилёва, 2003 г.

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

3

6

7

8

12

13

14

15

16

18

20

21

22

24

25

26

27

28

29

30

Что, по вашему мнению, является главным при выборе профессии?

Мнение родителей:

0.8%

Мнение друзей:

1.1%

Престиж профессии:

2.3%

Уровень заработной платы:

6.0%

Результаты ЕГЭ:

2.3%

Интерес к профессии:

24.9%

Условия труда:

0.4%

Знания и способности:

61.9%

Всего голосов: 265

Архив опросов