Информационные и коммуникационные технологии как инструмент повышения качества образования

Информационные и коммуникационные технологии как инструмент повышения качества образования

Старикова А.В., учитель истории и обществознания

Информационные и коммуникационные технологии, как инструмент повышения качества образования

МОУ средняя общеобразовательная школа №76 с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга

В настоящее время ни один урок в той или иной степени не обходится без использования компьютера. Использование различных компьютерных технологий в учебном процессе способствует росту профессионального мастерства учителя, повышению эффективности образовательного процесса, развитию личности обучаемого и подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

Компьютерные технологии позволяют: выиграть время для более интенсивного обучения; сделать урок интересным, разнообразным и наглядным; вовлечь всех детей в учебный процесс; вводить новое через компьютерные технологии; ????развивать творчество и самостоятельность школьников.

В нашей школе имеется опыт работы с мультимедиа и ресурсами Интернета. Примером могут служить ученические презентации. Учащиеся в составе рабочих групп анализируют предложенную информацию, в том числе Интернет-ресурсы в соответствии с поставленными проблемными вопросами. Результаты деятельности оформляются ими в виде презентации. Очевидным преимуществом подобного подхода можно признать самостоятельную творческо-поисковую работу учащихся, а также вполне очевидный коллективный созидательный результат. Педагогическое применение программы PowerPoint для выполнения компьютерных презентаций дает огромные развивающие возможности для  учеников: происходит критическое осмысление информации, учащиеся учатся выделять главное в информационном сообщении, систематизировать и обобщать материал. Данная учебная деятельность характерна для учащихся старших классов.

Интернет-ресурсами пользуются и учащиеся 5-7 классов при подготовке творческих заданий по историческим персоналиям, выступлений о творчестве представителей науки и культуры, обсуждении проблемных вопросов. Информационно-коммуникационные технологии способствуют стимулированию познавательного интереса к истории, придают учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер.

Структура урока такова, что в нем присутствует не только изучение материала, отработка умений и навыков, а также составной частью практически любого урока является диагностика уровня знаний, умений и навыков учащихся. Учитель должен осуществлять систематический контроль над усвоением базового теоретического материала, за выработкой у учащихся умений пользоваться знаниями при решении практических задач.

Существуют различные варианты контроля над усвоением знаний учащимися. Наряду с фронтальным и устным опросом я использую форму проверки знаний в виде тестов. Любую форму проверки знаний можно значительно оживить внедрением новых технических средств. Хочу поделиться опытом использования компьютера при составлении тестов. С помощью программы Turning Point я создаю тесты по истории для учеников 5-7 классов. Тесты составляю как для проверки знаний по всей теме, так и к отдельному уроку для текущего контроля знаний. Практика показывает, что не надо брать много вопросов, чтобы выполнение теста не занимало много времени на уроке, лучше выбирать “закрытые” тестовые задания, т.е. задания при которых из нескольких вариантов предложенных ответов абсолютно верным является только один. Учащийся, прочитав задание, выбирает на его взгляд правильный ответ и при помощи пульта дает ответ. После прохождения теста идет голосование, в ходе которого наглядно демонстрируются его результаты. Каждый ученик видит свой результат прохождения теста, а также результаты одноклассников. Большинство школьников, получив невысокий процент качества прохождения теста, будут стремиться улучшить результат. Эта форма контроля знаний позволяет быстро, объективно и, что немаловажно, непредвзято определить уровень усвоения учеником пройденного материала.

Применять компьютерные тесты можно на разных этапах урока: как на этапе закрепления знаний, так и для проверки домашнего задания. Тесты, созданные с помощью программы «Turning Point», при необходимости можно изменять и дополнять.

Еще большие возможности у программы «СИнТеЗ: для Net Школы», встроенной в «Сетевой город». Во первых, каждый ученик работая на индивидуальном компьютере, тестируется по индивидуальной программе. Учитель может предварительно определить учащимся количество тестовых вопросов различного уровня сложности, с различными вариантами ответов и у каждого ученика будет возможность проверить себя и сразу получить оценку.

Программа «Turning Point» не предусматривает выставление оценок в электронный журнал и учителю надо тратить время на выставление оценок.

Программа СинТЕЗ оценивает знания учащихся и после прохождения теста выставляет оценку в электронный журнал. Такой контроль знаний позволяет каждому ученику проанализировать результаты прохождения теста, сделать выводы по качеству подготовки к уроку, а если тест проводится по ходу изучения нового материала, эффективности работы на уроке. Мне, учителю, такая технология контроля над усвоением знаний учащимися позволяет достаточно мобильно отследить тех учеников, кто успешно справился с вопросами, а с кем нужно будет еще поработать над понятиями, фактами, причинно-следственными связями. Данная программа позволяет проконтролировать усвоение материала по предмету у учеников, которые болеют и не могут посещать школу.

Конечно, при такой форме проверки знаний учащиеся не дают развернутого ответа, но это не умаляет ценности  их ответов. Несмотря на кажущуюся простоту, тестовые задания требуют достаточно глубоких знаний и умений, а их выполнение – особой сосредоточенности и мобилизации внимания. Даже слабые ученики с удовольствием выполняют задания в данных программах.

Разнообразные тестовые задания, выполненные в программах«Turning Point» и «СИнТеЗ: для Net Школы» позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке, а в конечном результате повышение качества образования.

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

1

2

3

4

5

6

8

10

16

17

20

23

24

25

26

27

28

29

30

31

Что, по вашему мнению, является главным при выборе профессии?

Мнение родителей:

0.8%

Мнение друзей:

1.1%

Престиж профессии:

2.3%

Уровень заработной платы:

6.0%

Результаты ЕГЭ:

2.3%

Интерес к профессии:

24.9%

Условия труда:

0.4%

Знания и способности:

61.9%

Всего голосов: 265

Архив опросов