Электронный журнал как база экспертной системы управления качеством образования

Электронный журнал как база экспертной системы управления качеством образования

Климовских И.А, директор, учитель физики и информатики

Соловьёва Т.В., зам. директора по УВР, учитель математики

Порубова Е.В., зам. директора по НМР, учитель информатики

ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ КАК БАЗА ЭКСПЕРТНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИя КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

МОУ средняя общеобразовательная школа №76 с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга

Общеизвестно, что школьный журнал  - основной документ, заполняемый преподавателем. В век информационных технологий  этот документ неизбежно станет электронным и, по своим функциональным возможностям, будет отличаться от своего бумажного аналога настолько, насколько персональный компьютер отличается от печатной машинки.

Электронный школьный журнал будет работать как интерактивная экспертная система контроля качества образования, осуществляющая дифференцированный подход к каждому обучаемому, выстраивающая и анализирующая его индивидуальную образовательную траекторию в течение все периода обучения, см. рисунок 1.

Характеристики такой системы – системы обеспечения международных стандартов качества образования (системы менеджмента качества) – соотносятся с комплексом предполагаемых возможностей для обучаемых, а именно: условия для учебы; образовательные  программы и другие ресурсы; результаты исследований, направленных на повышение уровня квалификации, знаний и умений обучающихся, привитие им определенных жизненных позиций и ценностей.

Разработка гибкой и надёжной программной оболочки, которая по существу будет являться сложной системой, приближенной к системе искусственного интеллекта – трудное, но вполне выполнимое в ближайшем будущем задание для IT специалистов.

«Сетевой город» - единое городское информационное образовательное пространство, предназначенное для организации учебного процесса и управленческой деятельности всех ОУ,  - может стать основой  программной оболочки экспертной системы.

Основой базы знаний этой экспертной системы послужат разноуровневые тестовые задания по школьным предметам, в настоящее время активно внедряемые   (и пополняемые) в «Сетевой город» преподавателями ОУ №76 г. Екатеринбурга, тематическое планирование и развёрнутые планы уроков педагогов с учебными материалами и присоединёнными Internet-ресурсами.

В условиях ИОС – (информационной образовательной среды) ОУ, педагоги могут создавать (и присоединять к учебным планам) такие материалы во время уроков, работая с интерактивными досками (возможно проведение on-line мультимедийных видеоконференций для детей с ограниченными возможностями или отсутствующих по болезни).

Проверка знаний учащихся уже сегодня проводится посредством осуществляемого на ПК тестирования через встроенную в «Сетевой город» систему интерактивного тестирования знаний «СИнТеЗ: для Net Школы». В перспективе  будет организовано пультовое тестирование и приём сигнала с коммуникатора учащегося, возможен удалённый доступ.

По замыслу разработчиков, в «Сетевом городе» хранятся портфолио учеников и их учителей. В этом же информационном пространстве размещены расписание уроков и другие документы, описывающие и регламентирующие образовательный процесс ОУ.

Экспертная система проведёт анализ посещаемости и качества знаний учащегося по результатам тестовых заданий, выстроит его индивидуальную образовательную траекторию, при необходимости свяжется с родителями учащегося и даст рекомендации по изучению конкретного учебного материала, учитывая все нюансы образовательного процесса на основе введённых данных.

Система предоставит анализ качества подачи учебного материала, проведёт тестирование педагога после обучения и  освоения новых образовательных технологий и сделает выводы о целесообразности такого подхода к повышению квалификации.

Накапливаемая по годам статистика позволит системе осуществить более глубокий анализ причин как плохой, так хорошей успеваемости учащихся и выработать новые рекомендации для всех участников образовательного процесса.

Осуществляя индивидуальный подход к каждому обучаемому, или обобщая данные  об успеваемости учащихся группы, класса, параллели, звена, школы и т.д., экспертная система контроля качества образования будет взаимодействовать с учащимися, родителями, администрацией ОУ и учителями в едином информационном образовательном пространстве и в каждый момент времени процесса обучения давать конкретные рекомендации.

пн

вт

ср

чт

пт

сб

вс

3

6

7

8

12

13

14

15

16

18

20

21

22

24

26

27

28

29

30

Что, по вашему мнению, является главным при выборе профессии?

Мнение родителей:

0.8%

Мнение друзей:

1.1%

Престиж профессии:

2.3%

Уровень заработной платы:

6.0%

Результаты ЕГЭ:

2.3%

Интерес к профессии:

24.9%

Условия труда:

0.4%

Знания и способности:

61.9%

Всего голосов: 265

Архив опросов