- Главная
- /
- Учебная
- /
- Новые разработки
- /
- Информационные технологии в образовании
Информационные технологии в образовании
Старикова А. В.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
МОУ средняя общеобразовательная школа №76
с углублённым изучением отдельных предметов г. Екатеринбурга
Подрастающему поколению необходимо научиться жить и работать в качественно новой информационной среде, адекватно воспринимать её реалии и пользоваться ею. Главная задача учителя – обучая, развивать, т.е. не только дать знания по своему предмету, но и сформировать ключевые компетенции: научить ребенка мыслить логически, ставить проблему и находить пути ее решения, ориентироваться в информационном пространстве, развивать коммуникабельность.
Каждый учитель старается применять в своей работе те технологии, которые дают положительный результат. Практика показывает, что наиболее эффективными на сегодняшний день являются информационно-коммуникационные технологии. Актуален вопрос их использования на уроках истории, т. к. историческая наука, включая описание прошлого и настоящего, оперирует точными понятиями, датами, цифрами.
В практике обучения информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные информационные средства. Цифровые образовательные сервисы:
- цифровые образовательные ресурсы (в том числе ресурсы Internet);
- системы тестирования (в том числе пультовые системы);
- системы дистанционного образования (в том числе мультимедийные видеоконференции);
- интерактивные доски и уроки для интерактивных досок.
- DVD, видеоустройства и соответствующие электронные материалы.
На своих уроках я применяю все выше перечисленные современные технологии.
Например, используя на уроках DVD «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XX в.», добиваюсь того, чтобы знания по той или иной теме были представлены в определенном контексте. Контекстом служат не только комментарии, но и многие другие сюжеты (рисунки, звуковые вставки анимация, портреты и пр.). «Уроки отечественной истории Кирилла и Мефодия до XX в.» стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся нестандартной формой подачи материала, наличием документов, постановкой проблемных вопросов и задач.
Наиболее эффективно процесс обучения осуществляется благодаря использованию интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет максимально организовать самостоятельную деятельность учеников на уроке.
Например: на уроке в 6 классе по теме «Создание единого Русского государства», ученикам были предложены следующие задания.
«1. Представьте, что вы – московские летописцы и вам нужно описать происходящие в XIV- начале XV веке в Московском княжестве события одним словом или короткой фразой. Ключевое слово – Московское княжество.
В течение 2-х минут учащиеся работают в парах, затем свой вариант ответа размещают в виде текстовых объектов на интерактивной доске.
2. Вам предстоит выяснить, при каком правителе процесс объединения русских земель вокруг Москвы был завершен. В этом вам помогут размещённые на интерактивной доске портреты московских князей – Дмитрия Донского, Ивана III и Ивана IV, а также высказывание Н.Н. Карамзина: “Нельзя не удивляться его уму, сметливости, устойчивости, с какой он умел преследовать избранные цели Он умел расширять пределы своего государства и скреплять его части под своей единой властью, жертвуя даже своими отеческими чувствами, но его эпоха мало оказала хорошего влияния на благоустройство подвластной ему страны”. Свои ответы вам необходимо аргументировать.
3. На интерактивной доске разбросаны текстовые объекты с названиями княжеств. Необходимо выстроить хронологическую цепочку присоединения территории к Московскому государству (для работы ученики могут воспользоваться учебниками и атласами).
Варианты ответов учащихся:
- Ярославское княжество – 1463 год.
- Ростовское княжество – 1474 год.
- Новгородская земля – 1478 год.
- Тверское княжество – 1485 год.
- Псков – 1510 год.
- Смоленск – 1514 год.
-Рязань – 1521 год.
4. Рассмотрите размещённую на интерактивной доске картину художника А.Д. Кившенко «Отправка Марфы Посадницы в Москву» и выполните задания.
1) Укажите год, в который произошли события, изображенные на картине.
2) Назовите символ потерянной независимости Новгорода, изображенный на картине.
5. Посмотрите на карту и на схему.
На каком этапе находился процесс объединения к 1485 году? Дополните схему (вместо “?” ученик пишет на доске текст “единое русское государство”, учащиеся зарисовывают схему объединения княжеств в тетради).»
Итогом этого урока стало тестирование учащихся при помощи пультовой системы «Senteo». Дети получили пульты дистанционного тестирования и отвечали на вопросы, читая задания на интерактивной доске. Автоматизированный отчёт о результатах тестирования обеспечил возможность оперативно проанализировать просчёты при ведении урока и немедленно скорректировать свою работу с учащимися данной параллели.
Таким образом, мы видим, как на одном уроке можно сочетать различные приемы обучения (работа с учебником, атласом, исторической картиной, историческим документом, схемами) с применением it-технологий. Эффективность такого урока огромна.