- Главная
- /
- Учебная
Учебная
Для восстановления России как мировой державы нужны: конкурентоспособное, а значит, - высокотехнологичное производство; наука мирового уровня - фундаментальная и прикладная, питающая это производство; и в основе всего - образование - от начального до высшего и научных школ.
Говоря о школьном образовании, можно выделить три приоритета, связанных между собой: естественно-математические дисциплины, педагогика открытия нового и гармоничная информатизация.
Нужно давать школьникам яркие примеры деятельности российских ученых и инженеров XX и XXI веков, сокращать дистанцию "школа - наука и технология". Сегодняшняя школа предполагает профильное обучение и элективные курсы. Такие курсы могут идти при участии современных лидеров науки и технологии. Широкополосный Интернет, цифровое видео, хранилища данных огромного объема принципиально расширяют возможность для такого участия, где ученый, учитель, методист и ученики погружены в атмосферу и дело открытия нового. В математике педагогика открытия нового родилась в математических школах середины 60-х годов. В массовой российской школе середины 80-х, на десятилетия опережая школы других стран, начались уроки информатики, где каждая действующая в экранном микромире программа ученика - не только увлекательный экранный хепенинг, но и маленькая математическая теорема. Конечно, новое, открываемое ученым, это не то новое, которое открывается учителю или школьнику. Но и первоклассник может самостоятельно открыть таблицу умножения, освоиться с ней и потом запомнить свою таблицу. Учитель будет что-то открывать и узнавать новое для себя, давая своим ученикам пример учения в течение всей жизни. Есть надежда, что среди учителей мы увидим и выпускников непедагогических вузов, осознавших, что лучшим вложением их таланта и знания сегодня будет передача их следующим поколениям.
В десятках московских школ и школ по всей стране развитые ИКТ позволяют сделать учебный процесс мультимедийным, более насыщенным и эффективным. Например, новая тема курса физики начинается с видеозаписи процессов в окружающем мире. Затем идет лабораторный эксперимент. Цифровые измерительные приборы отображают на экране компьютера значения всех величин. Эксперимент можно провести и в виртуальной лаборатории. По видеозаписи процесса получаем еще один ряд экспериментальных данных. Из всего этого ученик, с поддержкой учителя, обсуждая с друзьями, выстраивает свое открытие нового.
Перед учащимся открывается возможность получения значимого результата и еще один элемент современной "взрослой" культуры - совершенствование своего произведения.